Какое строительство поддерживает государство? Первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин об ипотеке в России
Слово ипотека в последние годы стало очень важным для многих российских семей. Это и возможность, зачастую единственная, начать жить лучше. Разъехаться с родственниками, переехать в другой регион, выделить, наконец, ребенку отдельную комнату. Это и существенное изменение образа жизни - много лет заметная часть дохода семьи будет уходить на оплату кредита. Как бы то ни было, по оценкам более половины вновь построенных квартир в России приобретается с использованием механизма ипотеки. Государство активно его поддерживает финансово и тратит большие средства, субсидируя процентную ставку по ряду программ, направленных в основном на приобретение жилья на первичном рынке. Ведется много дискуссий о том, к чему это ведет - росту цен или увеличению объёмов строительства, о том, как субсидирование влияет на доступность жилья для разных категорий населения в кратко- и долгосрочной перспективе. Сложно спорить с выводом о том, что цены на новое жильё не росли бы в 2020–2021 годах так быстро в отсутствие государственного субсидирования ипотеки. Одновременно часть роста объемов строительства в 2021 также объясняется субсидированием, без него построили бы меньше. Спорить можно о количественных эффектах – в какой пропорции каждый истраченный бюджетный рубль "ушел" в цену метра и возможно даже "перегрев" рынка или же в само количество построенных метров. Однако с марта 2022 г. ситуация изменилась. Резкий рост ставок привел к кардинальному снижению выдач ипотечных кредитов. В этой ситуации государственная поддержка ипотечного кредитования на льготных условиях становится одним из основных инструментов позволяющих избежать резкого спада строительства жилья. Подробнее в колонке первого вице-президента Центра стратегических разработок (ЦСР) Бориса Копейкина специально для "Регионов России" The post Какое строительство поддерживает государство? Первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин об ипотеке в России appeared first on Регионы России.
Специально для «Регионов России» колонка первого вице-президента Центра стратегических разработок (ЦСР) Бориса Копейкина о том, что стоит ожидать на рынке недвижимости, и как через ипотеку государство поддерживает строительную отрасль.
Слово ипотека в последние годы стало очень важным для многих российских семей. Это и возможность, зачастую единственная, начать жить лучше. Разъехаться с родственниками, переехать в другой регион, выделить, наконец, ребенку отдельную комнату. Это и существенное изменение образа жизни — много лет заметная часть дохода семьи будет уходить на оплату кредита. Как бы то ни было, по оценкам более половины вновь построенных квартир в России приобретается с использованием механизма ипотеки.
Государство активно его поддерживает финансово и тратит большие средства, субсидируя процентную ставку по ряду программ, направленных в основном на приобретение жилья на первичном рынке. Ведется много дискуссий о том, к чему это ведет — росту цен или увеличению объёмов строительства, о том, как субсидирование влияет на доступность жилья для разных категорий населения в кратко- и долгосрочной перспективе.
Сложно спорить с выводом о том, что цены на новое жильё не росли бы в 2020–2021 годах так быстро в отсутствие государственного субсидирования ипотеки. Одновременно часть роста объемов строительства в 2021 также объясняется субсидированием, без него построили бы меньше. Спорить можно о количественных эффектах – в какой пропорции каждый истраченный бюджетный рубль «ушел» в цену метра и возможно даже «перегрев» рынка или же в само количество построенных метров.
Однако с марта 2022 г. ситуация изменилась. Резкий рост ставок привел к кардинальному снижению выдач ипотечных кредитов. В этой ситуации государственная поддержка ипотечного кредитования на льготных условиях становится одним из основных инструментов, позволяющих избежать резкого спада строительства жилья.
Строительная отрасль — важная часть российской экономики и крупный работодатель, также важны мультипликативные эффекты. Строители покупают цемент и металл, счастливые обладатели новых квартир делают ремонты и работают, чтобы быстрее погасить ту самую ипотеку.
Недавнее оперативное изменение правительством параметров льготных ипотечных программ позволит поддержать кредитование и избежать самых негативных сценариев развития отрасли. Соответственно поддержать экономику и занятость в сложных условиях.
Вопрос — что дальше?
Существующие программы имеют свой срок действия. Скоро, по мере дальнейшей нормализации ситуации в экономике и на финансовых рынках, вопрос траты бюджетных денег на повышение доступности жилья из-за роста цен на недвижимость опять станет актуальным.
Но это не только финансовый вопрос. Одна из важных особенностей рынка жилищного строительства последних лет – снижение размера вновь строящихся квартир. Небольшие квартиры дешевле, хотя и не в расчете на квадратные метры их и покупают. Зачастую только на небольшую квартиру и хватает даже при самых льготных условиях кредитования.
Действующие льготные программы до недавних пор также неявно поддерживали приобретение небольшого жилья, лимиты в 6 и 12 млн рублей ограничивали покупателей в выборе более крупных и соответственно дорогих объектов. Логично, что небольшие квартиры и строят. Понятно, что государство не хочет субсидировать избыточное потребление. Но трехкомнатная квартира для семьи с двумя детьми — это не роскошь.
Эффект от недавнего увеличения лимитов кредитов по льготной и семейной ипотеке и возможности комбинировать заимствования на субсидируемой и рыночной основе пока сложно оценить, но кредит на студию по субсидируемой ставке остается доступной опцией. Самой доступной. Государство поддерживает рублем приобретение, а значит и строительство именно небольшой квартиры.
Но что в долгосрочной перспективе будет происходить со структурой жилого фонда, размером семьи, количеством детей, если строить только студии и однушки?
Статистика уже давно говорит, что квартир и домов в России в расчете на тысячу жителей больше, чем в Канаде. Но они заметно меньше. Кто будет жить в них через 10–20 лет? Вряд ли большие семьи. Может быть, в будущем надо активнее строить, а соответственно и субсидировать что-то другое? Возможно этот вопрос, может подсказать, как модифицировать параметры субсидирования ипотечного кредитования в будущем, если программы будут продлеваться.
Борис Копейкин, первый вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР)
The post Какое строительство поддерживает государство? Первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин об ипотеке в России appeared first on Регионы России.